|
НПС-02/1-390 от 04 октября 2013 года
|
Стандарт "Унифицированные форматы электронных сообщений и бизнес процессы, применяемые для управления денежными средствами" (прил. к письму НПС-02/1-390 от 04.10.2013)
|
|
|
НПС-02/1-390 от 04 октября 2013 года
|
Национальный платежный совет направил на утверждение в Банк России и ТК №122 стандарт для банков по управлению денежными средствами клиентов
Подробнее
Национальный платежный совет (НП «НПС») утвердил разработанный компанией Банк Софт Системс новый стандарт для банков по управлению денежными средствами корпораций - «Унифицированные форматы электронных сообщений и бизнес процессы, применяемые для управления денежными средствами». Стандарт предназначен для кредитных организаций и их клиентов, а также разработчиков программного обеспечения, используемого банками и корпорациями при централизованном управлении денежными средствами. Национальный платежный совет направил Стандарт для согласования, председателю Технического комитета № 122 «Стандарты финансовых операций» который функционирует на базе Банка России. После одобрения Техническим комитетом № 122 стандарт будет направлен в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и может быть использован всеми российскими банками.
|
|
|
НПС-05/1-378 от 01 октября 2013 года
|
НП «НПС» проводит опрос по оценке рисков ОД/ФТ в национальной платежной системе
Подробнее
В России проводится подготовка к национальной оценке рисков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В рамках этой работы Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) обратилась к Национальному платежному совету (НП «НПС») за содействием в определении и оценке существующих и прогнозируемых рисков и угроз ОД/ФТ в сфере деятельности операторов по переводу денежных средств и других участников национальной платежной системы.
|
|
|
НПС-02/1-377 от 27 сентября 2013 года
|
О Стандарте «Символы двумерного штрихового кода для осуществления платежей физических лиц»
Подробнее
Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС») разработало новый стандарт «Символы двумерного штрихового кода для осуществления платежей физических лиц». Как сказано в письме, отправленном заместителю председателя Центрального банка Т.Н. Чугуновой, основной целью внедрения стандарта является автоматизация ввода реквизитов платежных документов в точках оплаты плательщиками — физическими лицами и сотрудниками принимающих организаций.
|
|
|
НПС-01/1-363 от 13 сентября 2013 года
|
О замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества при осуществлении перевода без открытия банковского счета
Подробнее
Национальный платежный совет обратился в Росфинмониторинг с просьбой разъяснить применение Закона № 115-ФЗ в части замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества при осуществлении перевода без открытия банковского счета. В своем письме (исх. №НПС-01/1-363 от 13.09.2013г.) НП "НПС" просит определить участника перевода (оператор по переводу денежных средств плательщика, оператор по переводу денежных средств получателя или оператор платежной системы), который обязан применить меры по замораживанию (блокированию) средств, в случае выявления лица, причастного к экстремистской деятельности или терроризму. Росфинмониторинг в своем ответе (вх.№ НПС-143 от 24.10.2013г.) отмечает, что установить совпадение с перечнем причастности к экстремистской деятельности или терроризму технологически возможно при осуществлении идентификации клиента при выдаче денежных средств. Таким образом, оператор платежной системы не имеет технической возможности применить меры по замораживанию (блокированию). Эту операцию должен произвести оператор по переводу денежных средств получателя.
|
|
|
НПС-01/1-352 от 09 сентября 2013 года
|
Предложения НП "НПС" к совещанию в Росфинмониторинге по применению Федерального закона № 134-ФЗ
Подробнее
Национальный платежный совет (НП "НПС") подготовил предложения для включения в повестку заседания Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Мероприятие пройдет 12 июня 2013 года. Одним из ключевых вопросов станет обсуждение узких мест, возникающих в ходе реализации Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». В повестку заседания Консультативного совета предложено включить вопросы по разъяснению сроков разработки обновленных правил внутреннего контроля, порядка идентификации и фиксирования сведений по категории «бенефициарный владелец», по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Эти и другие спорные вопросы, рассмотренные на заседании Комитета, недостаточно полно прописаны в Федеральном законе № 134-ФЗ, что вызывает трудности с применением у кредитных организаций. Пояснения, которые должен выработать Консультативный совет лягут в основу проектов нормативных актов, позволяющих отрегулировать системы банков и иных финансовых организаций в целях надлежащего исполнения законодательства по противодействию незаконным финансовым операциям. Письмо направлено Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчину Ю.А.
|
|
|
НПС-02/1-244 от 04 сентября 2013 года
|
Заключение НП "НПС" на проект письма Банка России о внедрении международного стандарта ISO 20022 в национальной платежной системе
Подробнее
Участники Комитета НП "НПС" по стандартам приняли участие в обсуждении проекта письма Банка России «О распоряжении о переводе денежных средств (pain.001.001.04, ISO 20022)». В письме сообщается, что Банк России предлагает внедрить международный стандарт ISO 20022 в национальной платежной системе. В заключении Национального платежного совета на проект письма отмечено, что применение международного стандарта ISO 20022 будет способствовать решению проблем совместимости платежной системы Банка России с международными платежными системами, повышению доступности российского финансового рынка для иностранных участников, сокращению издержек участников платежного рынка за счет применения технологии сквозной непрерывной обработки платежей (технология STP), развитию электронного документооборота в смежных отраслях. При этом участники национальной платежной системы выразили мнение, что внедрение стандарта ISO 20022 в дальнейшем должно основываться на перспективном плане (дорожной карте), при одновременном формировании новой национальной инфраструктуры, обеспечивающей обмен финансовыми сообщениями на базе новых национальных стандартов и дополняющей возможности существующей инфраструктуры платежной системы Банка России по передаче сообщений. Учитывая мировой опыт, этапу внедрения стандартов для обязательного использования предшествует достаточно длительный переходный период применения стандартов на добровольной основе. Участники национальной платежной системы полагают необходимым провести специальное обсуждение с профессиональными участниками платежного рынка, по результатам которого согласовать план и сроки внедрения стандарта ISO 20022 с учетом возможностей кредитных организаций, и ряд других моментов. Заключение Национального платежного совета направлено в адрес Заместителя Председателя Банка России Чугуновой Т.Н.
|
|
|
НПС-02-1/321 от 01 августа 2013 года
|
Результаты опроса участников рынка по вопросам развития услуги прямого дебетования (15 мая – 21 июня 2013 г.)
Подробнее
Дополнение к письму НП "НПС" "О результатах опроса участников расчетов по вопросам развития услуги прямого дебетования" (Исх. № НПС-02-1/321от 01.08.2013).
|
|
|
НПС-02-1/321 от 01 августа 2013 года
|
О результатах опроса участников расчетов по вопросам развития услуги прямого дебетования
Подробнее
Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС») провело опрос участников рынка по вопросам развития услуги прямого дебетования и его результаты направило в Банк России директору департамента регулирования расчетов Р.А. Прохорову. Опрос проводился с 15 мая по 21 июня этого года. Участие в нем приняла 21 организация, в том числе банки и компании — получатели платежей за услуги: ресурсоснабжающие компании, операторы мобильной связи, страховщики.
|
|
|
НПС-02/1-320 от 31 июля 2013 года
|
О проблемах, связанных с использованием платежного поручения на общую сумму с реестром (формат ED 108)
Подробнее
По результатам заседания Комитета НП «НПС» по стандартам, в ходе которого обсуждалась готовность кредитных организаций к применению платежного поручения на общую сумму с реестром (формат ED108), Национальный платежный совет подготовил предложения и направил их в Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России. В соответствии с Положением Банка России № 384-П кредитные организации обязаны составлять платежное поручение на общую сумму с реестром (формат ED 108). Срок применения кредитными организациями формата ED 108 установлен с 1 июля 2013 года. Учитывая сжатые сроки тестирования формата ED 108, необходимость доработки самого формата ED 108, масштабность доработки автоматизированных банковских систем, задействованных в обработке и подготовке расчетных документов в формате ED 108, а также отсутствие единой типовой формы договора, кредитные организации испытывают значительные трудности с его применением в установленный срок. Доработка автоматизированных банковских систем, задействованных в обработке и подготовке расчетных документов с учетом нового формата ED 108, а также разработка типового договора, согласно которому будет осуществляться обмен реестрами между кредитными организациями требует дополнительного времени. Некоммерческим партнерством «Национальный платежный совет» (НП «НПС») совместно с крупнейшими операторами по переводу денежных средств подготовлены предложения по внесению изменений в Положение № 384-П и Альбом УФЭБС в части использования формата ED 108. Также НП «НПС» просит перенести срок начала применения формата ED 108 на 1 января 2014 года. Письмо (исх. № НПС-02/1-320 от 31.07.2013) направлено Директору Департамента регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России Батыреву Т.К.
|
|
|
НПС-02/1-297 от 19 июля 2013 года
|
О Федеральном законе от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»
Подробнее
Национальный платежный совет (НП "НПС") подготовил проекты указаний оперативного характера Банка России о применении мер воздействия к кредитным организациям в связи с принятием Закона № 134-ФЗ и о применении кредитными организациями отдельных норм Закона № 134-ФЗ. В обращении к Председателю Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э.С. Национальный платежный совет просит рассмотреть возможность введения переходного периода для вступления в силу новых требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», представленных в Законе № 134-ФЗ. Для надлежащего исполнения требований кредитным организациям необходимо предоставить достаточное время (не менее 6 месяцев) для доработки правил внутреннего контроля, разработки дополнительных локальных документов, а также бюджетирования, разработки, тестирования и внедрения изменений в автоматизированные системы контроля кредитных организаций в соответствие с новыми требованиями. По мнению профессионального сообщества, весь комплекс указанных мероприятий может быть реализован в срок не менее одного года, что соответствует среднему сроку введения новых требований в сфере ПОД/ФТ, влекущих внесение изменений в правила внутреннего контроля в кредитных организациях (с учетом ранее применявшихся мораториев на применение мер ответственности).
|
|
|
НПС-02/1-294 от 18 июля 2013 года
|
О проекте письма Банка России «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»
Подробнее
Некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НП «НПС») совместно с крупнейшими участниками национальной платежной системы проанализировало проект письма Банка России «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Вместе с тем, по мнению участников национальной платежной системы, Проект содержит ряд недостатков и поэтому нуждается в определенной корректировке в целях уточнения отдельных положений Проекта, а также недопущения их двоякого толкования. Письмо направлено Директору Департамента регулирования расчетов Центрального банка Российской Федерации Прохорову Р.А.
|
|
|
НПС-01/1-287 от 15 июля 2013 года
|
О внесении изменений в Приказ Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года № 59
Подробнее
НПС просит Росфинмониторинг распространить на небанковские организации правила по идентификации выгодоприобретателей, установленные в положении Банка России № 262-П. Национальный платежный совет (НП «НПС») обратился в Федеральную службу по финансовому мониторингу с предложениями о внесении изменений в Приказ Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 года № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Под определение понятия «выгодоприобретатель», указанное в Приказе, подпадают, в том числе клиенты профессиональных участников рынка ценных бумаг. В результате организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 5 Закона № 115-ФЗ, за исключением кредитных организаций, обязаны идентифицировать всех клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, рассматривая их в качестве выгодоприобретателей. Необходимо учесть, что у большинства профессиональных участников рынка ценных бумаг количество находящихся на обслуживании клиентов может достигать несколько десятков тысяч, что влечет существенные практические сложности и необоснованные затраты на исполнение указанных норм. Таким образом, нормативные требования по выявлению выгодоприобретателей, установленные в Приказе Росфинмониторинга №59 для профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющимися кредитными организациями, - более жесткие, по сравнению с нормативными требованиями Банка России, установленными для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющими банковскую деятельность. Национальный платежный совет в своем обращении к Директору Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчину Ю.А. (НПС-01/1-287 от 15.07.2013г.) просит рассмотреть возможность внесения в Приказ Росфинмониторинга №59 изменений, которые прямо предусматривает право организации не устанавливать и не идентифицировать выгодоприобретателя.
|
|
|
НПС-03/1-289 от 15 июля 2013 года
|
О подготовке технологического стандарта оказания платежных услуг на основе технологии NFC на территории Российской Федерации
Подробнее
Национальный платежный совет (НП «НПС») обратился к Генеральному директору GSM Association Энн Буверо (Anne Bouverot) с предложением об организации сотрудничества в целях подготовки технологического стандарта оказания платежных услуг на основе технологии NFC на территории Российской Федерации (исх. НПС-03/1-289 от 15.07.2013г.). Учитывая особую значимость выработки согласованных решений по вопросам внедрения и дальнейшего использования участниками рынка технологии NFC, Национальный платежный совет предлагает GSMA рассмотреть возможность оказания содействия в разработке Единого стандарта использования технологии NFC на территории России. В настоящее время работа над проектом ведется Национальным платежным советом совместно с «большой тройкой» операторов сотовой связи при поддержке Минкомсвязи России.
|
|
|
НПС-02/1-290 от 15 июля 2013 года
|
О вопросах, возникающих при применении Положения Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П
Подробнее
Национальный платежный совет (НП «НПС») направил письмо Председателю Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э.С. (исх. № НПС-02/1-290 от 15.07.2013г.) с просьбой разъяснить отдельные вопросы, связанные с применением Положения Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». У участников национальной платежной системы возникают ряд вопросов при проведении упрощенной идентификации клиента-физического при выполнении в совокупности ряда условий (подробнее в письме), а также их интересует допускается ли проведение идентификации в целях использования персонифицированного электронного средства платежа клиентом - физическим лицом, если клиент предоставил кредитной организации соответствующее заявление, включающее все сведения, которые должны быть установлены в соответствии с Положением № 262-П, и заверенное нотариусом, с приложением копии паспорта, заверенной нотариусом?
|
|
|
НПС-02/1-286 от 15 июля 2013 года
|
О проекте Указания Банка России «Об отчетности по показателям функционирования платежной системы»
Подробнее
Национальный платежный совет (НП «НПС») подготовил предложения к проекту Указания Банка России «Об отчетности по показателям функционирования платежной системы» (исх. № НПС-02/1-286 от 15.07.2013г.). Согласно положениям проекта оператор платежной системы сообщает в Банк России значения показателей функционирования платежной системы за отчетный период и факты отклонения значений этих показателей. Предполагается, что такие отклонения могут повлиять на увеличение рисков бесперебойного функционирования платежной системы. Участники национальной платежной системы в целом положительно оценивают перспективы дополнительного регулирования операторов платежной системы. Вместе с тем, для успешной реализации Указания операторам платежной системы потребуется больше времени, чем предлагается в проекте Указания (ежемесячно). Это особо актуально для операторов платежной системы, организованной на базе крупной многофилиальной кредитной организации. Предлагается предоставлять отчетность ежеквартально. Отмечается также, что условия предоставления отчетности операторами платежных систем, в некоторых случаях являются невозможными для исполнения, поскольку сбор значений показателей требует дополнительного времени, например, когда сбой отклонения значений показателей произошел не у оператора, а у другого участника платежной системы. В результате операторы платежных систем могут нести ответственность за нарушение сроков предоставления информации, допущенное другими лицами. Аналогичная ситуация возникает и в сфере ответственности, если сбои в платежной системе произошли по вине других участников национальной платежной системы. В этих случая предлагается освободить оператора платежной системы от ответственности. По мнению участников национальной платежной системы, включение в форму отчетности сведений о показателях, не являющихся цифровыми статистическими данными и требующих аналитического разбора, является излишним и приведет к избыточным временным и технологическим затратам операторов платежных систем. Отдельные положения проекта Указания требуют более тщательной проработки и детализации. В связи с чем, введение Указания Банка России «Об отчетности по показателям функционирования платежной системы» с 1 октября 2013 года участники национальной платежной системы считают преждевременным. В текущей ситуации целесообразно подготовить рекомендации Банка России, устанавливающие типовые показатели бесперебойности функционирования платежной системы для всех платежных систем. Письмо Национального платежного совета направлено Директору Департамента регулирования расчетов Центрального банка Российской Федерации Прохорову Р.А.
|
|
|
НПС-01/1-288 от 15 июля 2013 года
|
О проекте Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг.
Подробнее
Федеральная антимонопольная служба представила экспертному сообществу проект Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг. Специалисты Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» проанализировали положения проекта Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 – 2024 гг. Среди предложений НП "НПС" - вопросы разграничения компетенции Банка России и ФАС России, проблемы акционирования государственных корпораций, предложения по созданию благоприятной конкурентной среды в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями, изменения в Закон о защите конкуренции и др. Заключение Национального платежного совета (исх. НПС-01/1-288 от 15.07.2013г.) направлено Заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеварову А.Б.
|
|
|
НПС–01/1–278 от 24 июня 2013 года
|
О проекте федерального закона № 185938-6 «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Подробнее
Национальный платежный совет (НП "НПС") подготовил предложения к проекту федерального закона № 185938-6 «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Законопроект планируется рассмотреть в Государственной Думой во втором чтении. Анализ норм закона «О национальной платежной системе», проведенный в рамках Рабочей группы НП «НПС» по совершенствованию правового регулирования электронных денежных средств, выявил, что законопроект не в полной мере учитывает особенности правового регулирования порядка использования электронного средства платежа и нуждается в доработке. НП «НПС» подготовлена таблица поправок к Законопроекту, содержащая предложения, направленные на повышение эффективности нормативного регулирования электронных денежных средств и развитие безналичного оборота в Российской Федерации. Письмо направлено в адрес Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку Бурыкиной Н.В.
|
|
|
НПС-01/1-277 от 20 июня 2013 года
|
О Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»
Подробнее
Национальный платежный совет направил в адрес Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Бушмина Е.В. письмо с предложениями участников национальной платежной системы по доработке федерального закона № 196666-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня 2013 года.
|
|
|
НПС-01/1-270 от 13 июня 2013 года
|
Об определении понятий «публичная международная организация» и «должностное лицо публичной международной организации»
Подробнее
В обращении в МИД России (НПС-01/1-270 от 13.06.2013г.) НП «НПС» просит определить следует ли относить к публичным международным организациям только межгосударственные организации и межправительственные международные организации, а также разъяснить значения термина «должностное лицо публичной международной организации», используемого в подпункте 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Целью обращения является установление новых требований для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Письмо направлено в адрес Министра иностранных дел Российской Федерации Лаврова С.В.
|
|